Сообщение: 7187
Зарегистрирован: 22.12.06
Откуда: россия
Фото:
Отправлено: 31.01.09 09:48. Заголовок: В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ..
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ПАМЯТИ
С возрастом нас начинает подводить память. Можно ли ее сохранить надолго? А улучшить?
Даже если вы обнаружили, что прожитые годы нанесли вашей памяти ущерб, это еще не значит, что процесс нельзя повернуть вспять. Недавние исследования показали, что и после 40 лет между клетками мозга создаются новые связи, как это было в детстве и юности, когда мозг рос и развивался. Надо только мозгу в этой работе помочь.
Проверенные средства улучшения памяти - здоровое питание, физические упражнения, интеллектуальная нагрузка и различные способы снижения стресса.
Борьба со свободными радикалами
Здоровая пища - самый эффективный инструмент для поддержания остроты ума и хорошей памяти. В такой пище должно быть много антиоксидантов и витаминов. Антиоксиданты защищают наши клетки от повреждения свободными радикалами. Вообще-то свободные радикалы - нормальный побочный продукт обмена веществ, и наш организм умеет с ними справляться. Однако, когда их образуется слишком много или антиоксидантов поступает недостаточно, баланс нарушается. Свободные радикалы начинают повреждать все клетки вокруг и, в частности, клетки мозга. Это приводит к преждевременному ухудшению памяти, которая могла бы еще долго и исправно служить.
Скопление свободных радикалов провоцируют загрязненная окружающая среда, повышенная радиация, но чаще мы страдаем от собственных плохих привычек: курения, чрезмерного потребления алкоголя, ожирения, неправильного питания. Ешьте больше продуктов, богатых антиоксидантами: клюкву, гранаты, орехи, морковь, тыкву, семена подсолнечника, белые грибы... пейте кофе...
Известного антиоксиданта - витамина С в мозге должно быть в десять раз больше, чем в других частях тела. Недавнее австралийское исследование пенсионеров показало, что те из них, кто постоянно принимал аптечный витамин С, справлялись с тестами на запоминание на 60% лучше своих ровесников. Когда исследователи добавили к их питанию продукты, богатые этим важным витамином, разница достигла 70%.
Впечатляющие результаты дает и прием витамина Е - другого важнейшего антиоксиданта. Он не только помогает сохранить память здоровым людям, но и существенно замедляет ее потерю у тех, кто страдает болезнью Альцгеймера.
Учитесь расслабляться
Стресс, без сомнения, - один из главных факторов, влияющих на ухудшение памяти. Даже кратковременный, такой, как спешка, способен вышибить из головы важные вещи.
Продолжительный стресс серьезно осложняет работу мозга. Он повышает уровень кортизола - гормона, который повреждает гиппокамп - отдел мозга, отвечающий за обучение и память.
Однако чересчур спокойная и однообразная жизнь также не способствует ясности ума. В небольших количествах стресс мобилизует организм, обостряет внимание и память.
Мы можем уменьшить разрушительное влияние стресса с помощью определенных приемов, таких как замедление ритма жизни, расслабление, медитации. Медитация особенно эффективна, поскольку она выпускает напряжение из подсознания. Именно это безотчетное напряжение порождает тревожность и избыточную продукцию кортизола.
Все что нужно для медитации - двадцать-тридцать свободных минут, вера в то, что это действие полезно, спокойное место, удобное положение тела и некое, на первый взгляд бессмысленное, занятие: повторение мантры, наблюдение за собственным дыханием или подсчет шагов, когда вы идете.
Танцы против забывчивости
Физические упражнения - важнейшая вещь для укрепления памяти. Самое простое из них - прогулки на свежем воздухе. Годятся и другие виды активности: бег, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, гимнастика и танцы.
Они увеличивают в мозге количество нейротрансмиттеров, с их помощью нервные клетки «общаются» между собой.
Еще одна заслуга физических упражнений - в том, что они улучшают циркуляцию крови. Благодаря этому кислород и питательные вещества быстрее и лучше доставляются во все органы, в том числе и в мозг. Это особенно важно, поскольку мозг нуждается в интенсивном и постоянном притоке кислорода для оптимальной работы.
Гимнастика для мозга
Одно из основных условий поддержания памяти - ее использование. Здоровый мозг сам просит нагрузок. Важно не глушить этот импульс. Всегда выбирайте нагрузку по максимуму, а не по минимуму своих возможностей. Для кого-то чтение детективов - уже неплохая зарядка, но если вы в состоянии учить иностранный язык, не стоит ограничиваться чтением.
Впрочем, выучить французский или освоить игру на флейте после выхода на пенсию дано не каждому. Разгадывание кроссвордов, игра в шахматы и карты, раскладывание пасьянсов - тоже нагрузки. Каждый может выбрать занятие по возможностям и вкусу.
Обратите внимание: живость ума и молодость души сохраняют люди, способные отдаваться занятиям, не приносящим дохода. Тем, кто чурается увлечений, бывает труднее. Не так-то просто всю жизнь обеспечивать себя делами, которые требуют умственного напряжения, доставляют удовольствие да еще и оплачиваются.
Ясный ум требует жертв
1. Избегайте некоторых лекарств. Многие распространенные лекарства, такие как обезболивающие и антигистамины, бета-блокаторы и блокаторы кальциевых каналов, влияют на функции мозга. Чем больше подобных препаратов вы принимаете, тем выше вероятность получить плохую память.
2. Откажитесь от курения. Курение повышает уровень кортизола, повреждающего мозг. Оно также повышает количество окиси углерода в крови, что приводит к спазмам сосудов и кислородному голоданию мозга. В довершение всего курение уменьшает количество защитных витаминов в организме, и это ускоряет его старение.
3. Ограничьте прием алкоголя. Французские исследования показали, что бокал сухого красного вина в день улучшает функции мозга у пожилых женщин (но не у мужчин). А злоупотребление алкоголем ведет к деградации лиц обоего пола.
Необходимо также знать, что толерантность к алкоголю уменьшается с возрастом. Те дозы, которые человек хорошо переносил в молодые годы, позднее становятся для него токсичными.
4. Не ограничивайте время сна. Его естественная продолжительность зависит от времени года, характера питания, образа жизни, здоровья, нагрузок. Вы можете хронически недобирать, если засыпаете за полночь, а встаете по будильнику. Недосыпание мешает концентрации внимания, снижает способность к запоминанию. Долгий сон в выходные не решит проблемы, высыпаться надо каждый день.
5. Избегайте химических загрязнителей. Воздействие нейротоксинов - веществ, повреждающих мозг, - становится все более серьезной проблемой. Живя в индустриальном обществе, мы не можем полностью защититься от воздействия пестицидов, гербицидов и некоторых тяжелых металлов, таких как свинец, алюминий и ртуть. Но можем значительно уменьшить его вред. Для этого нужно пить чистую воду, по возможности не использовать вредную химию в собственном доме и саду, а если уж приходится - надевать респиратор.
Сообщение: 7189
Зарегистрирован: 22.12.06
Откуда: россия
Фото:
Отправлено: 31.01.09 09:54. Заголовок: Я пользуюсь много л..
Я пользуюсь много лет метождикой Кастанеды .она очень проста на первый взгляд . Вот вкратце её суть самый лучший способ - тренировка памяти (подобно тому как мышечная нагрузка способствует увеличению мышечной массы, так и интенсивная работа мозга способствует улучшению когнитивных функций). Вспоминать перед сном весь день (стремясь вспомнить самые мелкие подробности начиная с этапа пробуждения). Немного муторно, так как через неделю вы уже ощутите эффект и будете засыпать раньше, чем вспомните весь день . Но останавливаться не стоит. Через месяц ваши знакомые будут удивляться, когда вы будете напоминать им их собственные слова, которые они благополучно забывают пока моя память отличная ! Очен советую
Замечено, что до 20-25 лет память у людей улучшается, до 40-45 лет сохраняется примерно на одном уровне, а затем слабеет. Трудно найти человека, вполне удовлетворенного своей памятью. Между тем очень часто человек просто не умеет в полной мере использовать ее возможности.
Научиться использовать имеющиеся резервы памяти даже важнее, чем заниматься ее развитием!
Первый фактор - использование внешней памяти. Внешняя память - это фиксация информации вне нашего мозга, преимущественно в виде различных записей (от блокнота до компьютера). Непременное условие: внешняя память должна быть хорошо организована, систематизирована. Не бойтесь ярлыка "педант"! Внешняя память входит в число компенсаторных средств, восполняющих недостаток интеллектуальных способностей.
Второй фактор - правильная организация своей памяти: уметь учитывать ее свойства и особенности, усвоить общие принципы ее действия.
Как выявить особенности своей памяти? К сожалению, пока самонаблюдением.
Предположим, Вы лучше усваиваете материал, читая его про себя. Помните, как распределен текст в книге. Плюс к этому безошибочно находите дорогу в малознакомых местах, быстро запоминаете лица. Стало быть, у Вас преобладает зрительная память.
Если Вы отлично воспринимаете информацию на слух, можно считать, что у Вас слуховой тип.
Для двигательной (моторной) памяти характерно быстрое и легкое усвоение сложных движений. Люди, обладающие ею, лучше впитывают информацию, если сопровождают заучивание жестами, ходьбой, шепотом.
Важно знать, что во сне человек восстанавливает все знания, которые он получил за день. Сотрудники Университета Чикаго доказали, что во время сна человек восстанавливает те знания, которые получил днем, даже если к вечеру кажется, что он напрочь все забыл, сон не только закрепляет воспоминания, но защищает их и восстанавливает "утраченную" информацию. Был проведен эксперимент со студентами колледжа, которые должны были разобрать слова, произносимые синтезатором речи, - это очень непросто. Участников эксперимента разбили на три группы. Лучше всего с заданием справились те, кто прошел повторное тестирование через час после тренировки, их результаты улучшились на 33%. На 19% - те, кто тренировался вечером и повторно тестировался утром следующего дня. Хуже всего дела шли у тех, кто тренировался утром и проходил тестирование вечером того же дня (10%). Но если тестирование проводили утром следующего дня, результаты были такими же, как у студентов из второй группы.
Что еще нужно знать о своей памяти: емкость - количество информации, фиксируемой в единицу времени; прочность удержания - время, в течение которого мы помним материал; точность - число ошибок при воспроизведении; готовность - быстроту воспроизведения.
Общие принципы действия памяти: принцип селекции: не стоит удерживать в памяти ничего лишнего. принцип резерва: часть информации необходимо держать в "резерве", то есть во внешней памяти. принцип "эгоизма": необходима личная заинтересованность в предмете; если ее нет - связать каким-то образом скучную информацию с такой, которая Вас занимает. принцип активности: повторение - мать учения. принцип семерки: если в материале более семи частей, блоков - он плохо усваивается; чтобы облегчить восприятие материала, его разбивают на главы, параграфы, абзацы. принцип оптимального режима: 40-50 минут работы и 10-15 минут отдыха. принцип оптимального фона: необходимо определить, какая окружающая обстановка благоприятно действует именно на Вас, и впоследствии придерживаться найденного; из общего правила - необходимость тишины - возможны исключения.
Третий фактор - улучшение памяти.
Существуют конкретные приемы и методы, позволяющие улучшить память. Пользоваться всей "обоймой" приемов очень трудно, да, видимо, и не нужно. Отберите лишь те, которые будут наиболее эффективными для Вас. Однако их не должно быть слишком мало. Если на вооружении у Вас всего два-три приема, они, скорее всего, будут постепенно "уставать" и все хуже служить Вам. Хорошо, если Вы усвоите приемов десять и будете время от времени чередовать их. Метод внешней компенсации: Физическое воспроизведение обстановки: вспоминать легче там, где Вы запоминали. Мысленное воспроизведение обстановки: то же, но мысленно, вспомнить фон - место, звучавшую тогда музыку, освещение. Тонизирующий прием: если информация запоминается с трудом, попробуйте повторять ее с различными вариациями - громко и тихо, нараспев и скороговоркой, с необычным акцентом, сопровождая постукиванием….Все это тонизирует память. Метод сокращения: Использование базовых понятий: если вычленить и запомнить понятия, на которых строится текст, то по ним легко восстановить все содержание. Литературный прием: выписываем и запоминаем начальные буква слов; для многих прием может оказаться недейственным даже после длительной тренировки. Редактирование: делаем текст более лаконичным; заодно нередко откладывается в памяти и то, что мы выбросили (конечно, не так четко). Уплотнение материала: в отличие от предыдущего приема переписываем текст своими словами, делая его максимально компактным; иногда одним словом можно заменить целую фразу. Блочный прием: составляем блок-схему, подчиняющуюся принципу семерки. Метод цепи: Прием "крючка": надо чем-то связать новые сведения с уже имеющимся в памяти "крючком" - по смыслу, созвучию, цвету, внешнему виду. Табличный матричный прием: материал разносится в таблицу, форму и структуру которой Вы определяете сами. Смысловое "дерево": главная мысль становится стволом дерева; от него отходят основные ветви-идеи (не больше семи), затем идут веточки, также послушные принципу семерки. "Город знаний": для хранения разнородной информации можно "выстроить" целый город; вспоминая, мы мысленно путешествуем по нему. Перебор цепи: последовательно перебирайте звенья воображаемой цепи, в которой должно храниться искомое; обнаружив в цепи пропуск, перескочите его, пройдите вперед, а потом возвращайтесь; если звено не восстановится - попробуйте "переключиться" на прием релаксации. Перебор ситуаций: где Вы могли видеть лицо, показавшееся знакомым? При переборе различных ситуаций (во дворе дома, в институте, на улице и т.д.) возможно, всплывут сведения об интересующем Вас лице. Метод противоречия: Контрастный фон: придумайте для запоминаемого яркий фон, создающий эффект контраста. Парадоксальное выражение содержания: краткая и образная формулировка, например, "парадокс есть четырехугольный треугольник". Построение антимоний: подыскивается понятие, прямо противоположное тому, что нужно запомнить. Абсурдные примеры: суть помогают запомнить абсурдные примеры. Запоминание через забывание: желая забыть что-то, мы концентрируем на нем свое внимание и в результате запоминаем; впечатлительным людям прием не подходит. Релаксация: если в течение трех минут не удается что-либо вспомнить, расслабьте на несколько минут мускулы и постарайтесь ни о чем не думать; релаксация помогает практически всем. Логический метод: Поиск закономерностей: найти в запоминаемом какие-либо закономерности - смысловые, числовые, ритмические. Использование аналогий: найти, на что похож объект. Прием логического вывода: логическая связь объекта с известной информацией. Моделирование: с помощью логических связей соединяем разрозненные факты в единую систему - модель для запоминания. Прогнозирование следствий: представляем, что будет, если мы не запомним (или, наоборот, запомним) нужную информацию; напуганные или обнадеженные, мы вернее запомним то, что нам нужно. Доведение выводов до логического конца (абсурда): развиваем содержащуюся в материале мысль дальше; возможно, мы придем к вполне здравому выводу, но, может быть, и к абсурду; в любом случае усвоить материал будет легче. Метод художественного оформления: Картинное изображение материала: стараемся нарисовать зрительный образ того, о чем речь. Распределение ролей: (восемь - толстая женщина, семь - усатый мужчина и т.д.). Эмпатия: человек мысленно перевоплощается в объект запоминания. "Улыбка": ищите в материале что-то веселое; можно карикатурно изобразить смысл, найти шутливое сравнение, смешно связать элементы материала.
1. Защищенность и «здоровье» нервных клеток (вита С, Е, селен, цинк, марганец); 2. Достаток питательных веществ и микроэлементов (вита В1,2,3,6,12, фолиевая кислота, лецитин, магний); 3. Адекватность и лабильность кровотока (гинкго, вита С, Е, РР, селен); 4. Стимуляция памяти (рассмотрим пищевую стимуляцию).
1 Защищенность и «здоровье» нервных клеток зависит от следующих веществ: Антиоксиданты: витамины С, Е, селен (фермент глутатионпероксидаза), цинк (фермент супероксиддисмутаза), марганец. Так при нехватки этих веществ появляется умственная усталость, невнимательность, ухудшается память, повышается утомляемость от умственного труда.
2 Достаток питательных веществ: Глюкоза и кислород необходимы для нормальной жизнедеятельности нервных клеток. Витамины В1,2,3,6,12 и фолиевая кислота, а также лецитин и магний. Так витамин В1 переводит глюкозу крови в форму, пригодную для питания мозга. Витамин В2 требуется для синтеза нейромедиаторов (необходимы для процессов мышления и, соответственно, памяти). Витамин В3 улучшает кровоток в мелких сосудах мозга Витамин В6 требуется для синтеза нейромедиаторов (необходимы для процессов мышления и, соответственно, памяти). Витамин В12 участвует в синтезе ацетилхолина, который «улучшает память». Фолиевая кислота нужна для синтеза нейромедиаторов. Лецитин необходим для синтеза ацетилхолина и построения «изоляции» для нервных клеток (как изоляция электрического проводника или изоляция путей в микросхеме). Магний снимает психическую и умственную усталость, «помогает» в работе витаминам В1 и В12. При нехватки этих веществ ухудшается качество памяти, возникает тревожность, беспокойство, депрессия, умственная усталость, бессонница.
3 Адекватность и лабильность кровотока Из всего кислорода, получаемого при дыхании, мозг ежеминутно потребляет 20% (находясь «в покое»). Также 15% всей крови, что выбрасывается сердцем в общий кровоток, идет на обеспечение мозга. Другими словами, львиная доля ресурсов непременно идет на обеспечение работы мозга. И от того, как интенсивно мозг кровоснабжается, как много кислорода получает, зависит качество его работы, а в данном случае качество памяти. То есть адекватность кровотока – залог «здоровой» памяти. Также здесь упоминается лабильность кровотока. Под лабильностью понимается изменчивость. В течение дня разные участки мозга работают с разной интенсивностью. Мы слушаем – активно работают височные доли, говорим – прецентральная извилина и центр речи, смотрим на рисунок – затылочные доли. И когда определенный участок мозга начинает функционировать активней, он начинает требовать более интенсивного кровотока. И действительно, когда мы слушаем и пытаемся запомнить, то активность височных долей мозга заметно повышается, а, следовательно, и кровоток этих участков. А с кровью приносится и кислород, и все питательные и биологически активные вещества. Поэтому качество запоминания напрямую зависит от того, как качественно кровоснабжается тот или иной участок. Приведу более наглядный пример. Говорят: «сытое брюхо к учению глухо». И действительно, вы сами могли это ощутить, пытаясь слушать лекцию или заучивать материал после обильной еды. И заметили, что внимание рассеивается, клонит в дремоту, хочется побыть в расслабленном состоянии. И как следствие – вы плохо усваиваете материал. Это происходит как раз потому, что после еды большая часть крови устремляется к желудку и кишечнику, следовательно, кровоток в мозге снижается – поэтому запомнить что-то становится трудней. [К тому же после еды выделяются эндорфины и энкефалины, которые своим расслабляющим действием угнетают процесс получения информации, зато улучшают процесс воспроизведения, поэтому людей после еды тянет поговорить о делах минувших]. Для улучшения кровотока в сосудах мозга необходимы следующие вещества: гинкго, витамин С, Е, РР.
4 Стимуляция памяти Есть целый ряд пищевых элементов и биологически активных веществ, которые способствуют улучшению качества памяти: запоминания и воспоминания. Это гинкго двулопастный, глицин и в некоторой степени цинк. Цинк участвует в более 300 реакциях обмена. Считается, что при его нехватке может снижаться качество памяти. Глицин – аминокислота, успешно применяемая в медицине. Обладает следующими свойствами: - уменьшает психоэмоциональное напряжение, агрессивность; - улучшает настроение; - нормализует сон; - повышает умственную работоспособность; - снижает токсическое действие алкоголя на мозг; - смягчает негативные проявления нарушения мозгового кровотока. Глицин полезен и детям, и взрослым. Его рекомендуют людям, занимающимся умственным трудом. Витагид (экстракт Гинкго Билоба): содержит экстракт гинкго, древесины и коры лиственницы, шиповника, боярышника. Витагид обладает следующими свойствами: 1) антиоксидантный эффект; 2) улучшает кровоток в мозге; 3) повышает прочность и эластичность сосудов; 4) предотвращает образование тромбов (в частности в сосудах головного мозга); 5) облегчает течение "старческого слабоумия" (сенильной и пресенильной деменции); 6) повышает способность нервных клеток утилизировать кислород; 7) повышает качество памяти и способность запоминать; 8) улучшает работу бронхо-легочной, иммунной, нервной систем.
Итак, подводя итог, скажем, что для хорошей памяти необходимы следующие вещества: Витамины В1,2,3,6,12, фолиевая кислота, С, Е, РР, селен, цинк, марганец, лецитин, магний, глицин, Гинкго Билоба.
Только не забывай, что избыток микроэлементов в два раза вредней, чем их недостаток. Избыток селена, например, по последним исследованиям может вызывать рак печени и другие серьёзные заболевания. Избыток витаминов А и Е, уродство плода у беременных
Лучше всего потреблять продукты содержащие эти витамины и микроэлементы
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет